Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жатвы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи относят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).
Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни. Исследователями уже было отмечено, что песни, специально связанные со жнивом (сбором урожая), были встречены только в некоторых местах бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и главным образом в районах Смоленщины, граничащих с Белоруссией и Украиной. Среди восточнославянских народов этот жанр более всего известен белорусам.
Смоленские же земли являются по сути дела восточной окраиной ареала жатвенных песен. Более того, зафиксированные здесь напевы представляют собой местные версии основных песенных типов жнива, бытующих в Белоруссии. Выделяются три группы жатвенных песен:
- 1) зажиночные, исполняемые в первый день жатвы;
- 2) песни собственно жатвенные, сопровождавшие трудную уборочную работу жней;
- 3) обжиночные, или дожиночные, исполнявшиеся по окончании всех работ.
Первый раз жатвенные песни начинали звучать на зажинках и исполнялись в течение всего периода уборки хлебов. На севере Смоленщины было не принято петь во время работы на поле.
Значительное место среди собственно жнивных песен занимают обрядовые лирические песни на семейные темы. В них наиболее ярко отражено предвзятое отношение семьи мужа к молодой невестке. В одной из песен женщина желает смерти свекру и свекрови:
Убей, Боже, свекра на постельке, свекрову ли печки.
Основным принципом организации этих песен является синтаксический параллелизм с противопоставлением родного и чужого дома:
Я у татки жила, двадцать лет летовала, я й горя не знала.
Як я у свекорки один год годовала, все горе узнала...
Я у татки жила — хлеб-солю я ела, на работе песни пела.
Як я у свекорки — мед-вино не пьется, а на сердце пякется.
В зачине многих жатвенных песен показан образ жаркого предзакатного солнца и мотив отправления после тяжелой работы домой:
А солнушко за бор, за бор,
А солнушко за бор, за бор.
Пора, жнеюшки, домой, домой.
В обрядовых песнях жатвы эти начальные формулы выполняют сигнальную функцию. Произнесение формулы «Пора-пора домой идти» означает окончание работы, она имеет значение и для участников жатвы, и для всей общины (дома слышат пение и готовят ужин - «вечерю»). Формула «Солнышко за лес катится» также означает регламентацию времени работы с позиции традиционного сознания: день - время живых, ночь - время мертвых.
Поэтика жнивных песен тяготеет к развернутым олицетворениям. Песни говорят о ржаном колосе, о самом поле как о живых существах. Антропоморфные черты убираемых хлебов представлены во многих песнях.
Чаще всего жатвенные песни (вне зажиночного и дожинального обрядов) исполнялись по дороге домой после тяжелого трудового дня.
Жатвенные (жнивные) песни - примеры, названия, тексты, слова.
Жну я, молода, жну я, тороплюся...
Жну я, молода, жну я, тороплюся,
Да назад поглядаю, да назад поглядаю:
Много ли нажала, много ли нажала?
А придешь домой ни к татке, ни к мамке,
К свекору, к свекрови, к свекору, к свекрови.
Не пытают: болит ли середина,
Ломят ли белы рученьки, ломят ли белы рученьки?
А спытают: много ли нажала,
Далеко прогнала, далеко прогнала?
Пора, бабки, во двор...
Пора, бабки, во двор.
На дворе не рано,
У меня мати чужая.
Я в двор не пойду
- Тута заночую,
Журбы не почу[ю].
Буду ночевать
В темненьком лесе,
Под белой березой.
Буду проклинать
Свекора, свекровку,
Деверя й золовку.
Побей, боже,
Свекорку в поле
Да сохами-боронами.
Побей, боже,
Свекрову ли печи
Кирпичиной в плечи.
Побей, боже,Деверьку в дорозе
На лютом морозе.
Побей, боже,
Золовку в таночку,
В червоном веночку.
Побей, боже,
Милого ли стола
Мягкими пирогами.
А ты, солнце, солнце красное...
А ты, солнце, солнце красное,
Чего рано за лес катишься?
А я к своему татке в гости йду
Через три луга зеленые,
Через три реки студеные.
Иду-иду да[й] пристаиваю.
А мой татка у воротиках стоит,
Моя мамка у окошечко глядит:
- Чего, чадо, запозднилася,
Ти травкою ты припутана,
Ти росою ты примочена?
- Припутана дробными детушками,
Примочена горькими слезами.
И говорило аржаное жито...
И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
-Не хочу я,
Аржаое жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.
Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Колосом махати.
А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок взвязаться,
В засенку ложиться.
А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
3 меня рожь выбирали.
По материалам книги: "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.
Смотрите также:
- осенние обрядовые песни
- календарно - обрядовые песни русского народа
- обрядовые песни от зимних до осенних