Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть.
В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.
Закаливание стоп.
Хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура.
Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбой босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.
Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действует на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.
Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100 см., шириной 60 см, высотой 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой и устанавливается в комнате с температурой воздуха 18-20* С. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).
Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп.
Эту процедуру можно проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33* С, постепенно снижая ее на 1* С каждые 2-3 дня и доводя до 15-16* С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.
Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4*С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4*С.
Следует отметить, что любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался, ждал. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играют эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям.
Примерный перечень упражнений дыхательной гимнастики для часто и длительно болеющих детей.
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
«Трубачи»
Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выход с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
«Помаши крыльями, как петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
«Каша кипит»
Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6-8 раз.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 сек.
«На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой.
Поднять палку вверх, подняться на носки
– вдох, палку опустить назад на лопатки
– длинный выдох с произнесением звука
«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Партизаны»
Стоя, палка (ружье) в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов- выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ш-ше».
Повторять в течение 1,5 минут.
«Регулировщик».
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным
выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.
«Летят мячи»
Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х».
Повторить 5-6 раз.
«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.
«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м». Повторять 1,5 -2 минуты.
«Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
«Гуси летят»
Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1-2 минуты.
«Семафор»
Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.
Комплекс упражнений для развития носового дыхания.
1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
4. Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).
5. Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
Контрастные ножные ванны
(методика проведения).
Применяются при частых простудных заболеваниях у детей старше 1,5-2 лет.
Перед ребенком ставят два таза с водой. Воды наливают столько, чтобы она достигла середины голеней. В одном тазу температура воды 37-38*С (теплая), в другом – вода прохладная, 25-26*С (для детей ослабленных и часто болеющих-33-34*С). Ребенок поочередно погружает ноги в теплую и прохладную воду.
Начинают с теплой воды, а заканчивают холодной. Время воздействия теплой воды -1-2 минуты. Холодной 5-10 секунд. Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем число погружений увеличивают до 9-11. Температура воды остается неизменной (возможно повышение до 40*С). Температура прохладной воды понижается на 1*С в неделю. Конечная температура – 18-20*С.
Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения.
Контрастные воздушные ванны в домашних условиях
(методика проведения)
Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-14*С. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до +22*С.
Далее, под веселую музыку, проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2-3 недели без неё) и сандалетах на босую ногу перебегают из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 3-6 минут.
Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур в комнатах до 15-20*С. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.
Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.
После перенесенного острого заболевания к закаливающим процедурам приступают не ранее чем через неделю после выписки.
Наиболее рационально сочетать закаливание воздушными ваннами с физическими упражнениями.
Данная методика закаливания может использоваться круглогодично.
Дыхательная гимнастика.
1. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями вниз. Выпрямить ноги в коленях, руки, поднять вверх, вдох носом. Вернуться в и.п.- выдох ртом. Повторить 3-4 раза.
2. И.п.: сидя на стуле, руки, согнутые в локтях, плечах. Локти поднять –вдох, сидя нагнуться – выдох. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями кверху. Сжать кулаки, голову слегка запрокинуть – вдох носом, вернуться в и.п. – выдох ртом. Повторить 3-4 раза.
4. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки через стороны вверх – вдох носом, через стороны вниз – выдох ртом. Повторить 6-8 раз.
5. И.п.: то же. Руки вперед вверх – вдох носом, руки вниз назад, присед – выдох ртом. Повторить 4-5 раз.
6. И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч, поворот туловища в сторону – вдох носом, вернуться в и. п. – выдох ртом. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
7. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнять наклоны в стороны. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное.
8. И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч -вдох, руками обхватить ногу, согнутую в колене и прижатую к груди - выдох. Повторить по 3 раза.
Смотрите также: