Рождество Иоанна Крестителя (Иван Купала) 7 июля
Один из древнейших праздников народного календаря, восходящий к незопамятным временам глубокого славянского язычества. Иван Купала - олицетворение расцвета природных сил. "Купало" происходит от слова "купа" - куст, сноп, старых засохших растений, травы. В основе обрядов "Ивана Купалы" лежит почитание стихий воды и огня, которые дают жизнь всему в этом мире.
И потому в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озёр разжигали заветные костры. Через костры прыгали, бросали венки. Водили хороводы вокруг костров, купались в реке или даже в росе. Огонь для "Ивановых костров" добывали древним способом - трением дерева о дерево и называли его "живым огнём".
Но главным обрядом этой ночи был поиск чародейных трав, волшебного цветка папоротника, по преданию цветшего, только и купальскую ночь. И тот, кому удавалось отыскать этот фантастический цветок и при этом не пасть жертвою козней нечистой силы, никого к нему не подпускавшей, становился обладателем несметных сокровищ, ибо цветок открывал дорогу к тайным кладам.
Но не только папоротник, а и все другие травы и цветы делались в эту ночь колдовскими, чудесными. По народным поверьям, ночь на Ивана Купалу самое удобное время для сбора лечебных растений. Кроме чисто медицинского предназначения многие растения в ночь на 7 июля получали ещё и особое дополнительное волшебное свойство: разрыв - трава открывала все замки и запоры; стародубка смиряет гнев начальства и сердитых родственников; корешок ревеньки помогает не утонуть в самой бурной реке; цветок иван-да-марья , приносит счастье в любви. Всю. ночь на Ивана Купалу длились лесные. гуляния, хороводы и игры вокруг костров, поиски сказочных трав и купания.
И церковном календаре 7 июля отмечается как день Рождества св. Иоанна Крестителя. В Евангелии от Луки рассказывается, что у священика Захарии и жены его Елисаветы, доживших до весьма преклонных лет, не было детей. Однажды, когда Захария молился, в храме, ему явился ангел, который известил старца о том, что у него в скором времени должен родиться сын, которого назовёт он Иоанном и который обратит, к Богу многих из своих соплеменников. Захария, будучи уже очень стар, и зная, что жена его тоже перешагнула порог старости, не поверил, ангелу. Ангел же в наказание за маловерие Захарии сказал ему:"... ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется...”.
Не прошло и года как пророчество сбылось - и у Елисаветы родился младенец, которого назвали именем Иоанн. Как только это произошло, к Захарии вновь вернулся дар речи. С малых лет Иоанн готовился к пророческому служению, к особой миссии - объявить народу о скором пришествии Спасителя и призвать всех к покаянию. В юности уходит Иоанн в пустыню и здесь, питаясь только саранчой и диким мёдом, одеваясь в самую скудную, грубую и неудобную одежду он начинает свою проповедь.
Иоанн призывает народ раскаяться в своих грехах и креститься с тем, чтобы грехи их были прощены. Многие приходили к нему, и Иоанн крестил их через омовение в водах реки Иордан. Пришёл к Иоанну и Иисус. Иоанн поначалу отказывался крестить Иисуса, ибо знал, что он не нуждается в крещении. Но Иисус сказал:"Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". И Иоанн крестил Иисуса.
После этого Иоанн продолжал свою проповедь и обличение сильных мира сего. Особенно горячо обличал он пороки развратной царицы Иродиады. И вот она замышляет убить его. Иоанна заточают в темницу. А Иродиада тем временем задумала коварный план. Во время пира у царя Ирода дочь Иродиады Саломея восхитила своим, танцем царя. И Ирод в награду за это пообещал исполнить любую просьбу Саломеи. И Саломея, по совету матери, просит голову Иоанна. Ирод исполняет просьбу Саломеи - голову Иоанна на блюде вносят в пиршественную залу. Так трагически закончилась жизнь предтечи Христа Иоанна Крестителя.
Праздник Ивана Купалы - это праздник молодости и цветения, праздник высших сил природы, никогда не иссякающих, древнее празднество юной любви, чистоты и очищения.