ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Корни обычая празднования Масленицы в глубокой древности.

У наших предков славян это был весенний праздник солнца, встречи весны или проводов зимы. Смысл и назначение этого языческого праздника - воззвать силы природы, чтобы помогли удачно посеять чтобы уродились хлеба, травы, плоды, здоровым был скот, размножались дикие лесные и полевые звери, и птицы для охоты.

Праздник начинался с особого заклинания - призывания Масленицы. И призыв, этот поручался детям. Высыпав гурьбою на улицу, они устраивали снежные горки и звонко, весело проговаривали приветствие - заклинание: Звал  -позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: "Душа ль ты, моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные, твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор...".

После этого ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"

Масленая неделя - интереснейшая страница народной жизни, из которой мы узнаём об укладе народной жизни, о тех нравственных принципах, быте, отношениях между людьми, и,прежде всего, внутрисемейных, которые выявлял и укреплял праздник Масленицы.

Встреча Масленицы начиналась с посещения родных. Невестку с утра на целый день отправляли к отцу с матерью. Вечером и сами свекровь со свекром являлись к сватам в гости.
В понедельник матери учили своих дочерей печь блины.

Приглашение тёщи считалось великой честью и вызывало одобрение родных и соседей. Званая тёща с вечера присылала в дом дочери и зятя всё необходимое: сковороды, кадушку для опары, а тесть мешок гречневой муки и коровье масло. Неуважение зятем этого обычая считалось бесчестьем и обидой.

Масляные блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на молоке и яйцах, круглые, во весь объём сковородки. К ним подавались икра, сметана, яйца, снетки.

Во вторник на "заигрыши" парни и девицы с утра приглашались покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах братья устраивали для своих сестёр горы среди двора. Менее состоятельные устраивали катанья с гор на деревенской улице.

В среду - на "лакомки" тёща приглашала зятя, старалась его ублажить и блинами, и оладьями, и творожниками, и зелёным вином.

С четверга - он недаром назывался широким - начинался весёлый мясленичный разгул. Вся Русь предавалась всевозможным потехам. В городах устраивали балаганы, ледяные горы, качели, в деревнях - катание на санках-самокатах, лубках, были кулачные бои, шествия,шумные развлечения.

В пятницу - "на тёщины вечерки" зятья приглашали тещ, угощали блинами и старались оказать им как можно больше почестей,

В субботу на "золовкины посиделки" родных приглашала к себе молодая невестка.

Последний день масленицы называли "прощеным днем". Люди ходили из дома в дом и с преклоненною головй, тихим голосоммпросили прощения, прежде всего у тех, кому в году чаще наносили обиды, и кланялись в ноги.Этот обычай соблюдался неукоснительно прежде всего внутри семьи: сначала младшие падали в ноги старшим, затем - наоборот.

В масленице сосредоточились преимущественно языческие к народные обычаи: сжигание соломы, накопившегося хлама - обрядовое очищение огнем, катание на лошадях со звонкими колокольчиками - изгнание нечистой силы, растопление огнем снежных горок - стремление повлиять на окончание зимы и таяние снегов.

кустодиев масленица картина

Смотрите также: