Масленица - древний праздник проводов зимы. В эти дни прощаются с холодами, длинными ночами, зимними развлечениями, встречают весеннее яркое солнце. Главным обычаем Масленицы всегда было выпекание блинов с самыми разными приправами: с маслом, медом, патокой, икрой. Блины с давних пор были символом солнца. Блинов встречали славяне Ярилу, бога солнца.

Свое название восьмая неделя до Пасхи получила за то, что в эти семь дней уже не разрешается вкушать мясо, но еще можно употреблять в пищу животное масло и молочные продукты.

Каждый день масленичной недели имеет свое особое название и особый смысл. Понедельник - встреча Масленицы; вторник - заигрыши, в этот день начинались обычные для этого праздника игры; среда - лакомка, день блинов; четверг - разгул; пятница - "тещины вечеринки", в этот день ходили в гости к родителям жены; суббота -"золовкины посиделки", навещали сестер мужа; воскресенье - "проводы Масленицы" или "прощенное воскресенье", в день, который накануне Великого Поста следовало испросить себе прощения за все свои вольные и невольные грехи у своих родственников и знакомых. Совсем не унизительным считалось в этот день молить о прощении за причиненные обиды.

Все дни масленичной недели шло нескончаемое народное гулянье: катание на тройках, без которых не обходится ни один зимний праздник на Руси; катание с гор; игры в снежки со строительством и штурмом снежной крепости, как на известной картине В.И. Сурикова; кулачные бои, прославленные  лермонтовской поэмой о купце Калашникове.

Суриков Взятие снежного городка - масленичные гуляния

Особенно популярны были в крупных городах и столицах масленич­ные карнавалы. Слово "карнавал" происходит от латинского "сачо" - "мясо". Это увеселение знаменовало как бы прощание с мясными блю­дами на долгие семь недель Великого Поста. Заключался же карнавал в самых невероятных переодеваниях и часто со сменой пола: мужчины переодевались в женщин, а женщины - в мужчин. И всё это сопровождалось  безудержным весельем, музыкой, танцами и играми.

Красивым обычаем Масленицы был и обычай строительства снежных замков, крепостей, фантастических городков; из снега лепили ска­зочных чудищ, невиданных зверей и птиц. Но в центре этого снежного царства всегда находилась огромная фигура Масленицы, олицетворяв­шая зиму. В последний день масленичных гуляний при большом стечении народа Масленица таяла, и с этого таяния фигуры Масленицы начиналось большое таяние снегов, уход зимы.

Иногда снежное изображение Масленицы заменялось специальным чучелом, которое делалось из вся­кого  хлама. Это чучело, олицетворяло всё плохое и мрачное, что ас­социировалось с зимой. В последний день масленичной недели назван­ное чучело погружали на сани и под насмешки и улюлюканье мальчишек вывозили за околицу, где в чистом поле под пение частушек, под веселые  прибаутки, игры и хороводы, его сжигали. Порой чучело заменял мужик в вывернутом наизнанку тулупе, которого тоже сажали в сани и под такие же насмешки вывозили в поле, где сани опрокидывали, а мужика вываливали в снегу.

Последний день Масленицы был одновременно и веселым и печальным днем. Наутро начинались суровы дни Великого поста, в которые запрещались любые развлечения. В ознаменование этого существовала традиция не разводить огня в "прощенное воскресенье". а также нужно было помнить. что вся масленичная пища должна быть съедена до наступления Поста, ибо с его началом она считалась уже нечистой. Поэтому остатки ее обычно скармливались скоту.

Таким был праздник Масленицы - задиристым, разгульным и немного печальным, с грустным воспоминанием о том, что радость и печаль в этой жизни идут рука об руку, и без одного не бывает другого; теплые и светлые дни приходят на смену холодным и темным, чтобы спустя несколько месяцев снова уступить место холоду и мраку.

Смотрите также: